Некоторые свежие публикации о Нике Турбиной

Дорогие друзья и владельцы ресурса, посвященного творчеству Ники Георгиевны,
нам есть что обсудить во внешних публикациях. Даже беглый обзор последних ее упоминаний в прессе говорит о том, насколько изменился ее образ в массовом восприятии, до какой степени факты подменены старыми журналистскими штампами начала 2000-х, и насколько людям стала безразлична реальная ее биография. Сначала приведу фрагменты из нескольких статей, затем, отдельным постингом - пару соображений о том, как быть нам: без всякого общественного активизма и охранительства, упаси Бог; но люди, которым дорог поэт, видимо, могут занять и собственную позицию, когда память о нём отдается для чьих-то странных измышлений.

1. Самый нейтральный текст о фильме, посвященном Нике Георгиевне: "Режиссер Наталья Кадырова выбрала своей героиней Нику Турбину (лента "Три полета Ники Турбиной"). Когда этой девочке было всего 12 лет, ее знал весь Советский Союз: первая книга поэзии Ники Турбиной вышла во всем мире 30-тысячным тиражом. Именно из-за этой девочки в середине 80-х заговорили о феномене вундеркинда. В 27 лет она погибла... Автор пытается разобраться: что же произошло с девочкой, которую считали надеждой русской поэзии?"
http://www.strana.ru/doc.html?id=84242

Кстати, все, кто помнит Нику Георгиевну и ценит ее творчество, были бы очень благодарны, если этот фильм будет выложен в сеть. Не стоит ли владельцам ресурса обратиться с таким призывом к гостям сайта stih.by.ru?

2. Следующий текст посвящен тому же фильму. Но по степени хамства он превосходит, пожалуй, всё, что раньше было когда-либо написано о Нике Георгиевне.
"Звездный билет в один конец
...Словно нарочно на следующий день Первый канал проиллюстрировал документальный фильм "Три полета Ники Турбиной". ...Жила-была девочка на Юге СССР. У нее обнаружился дар писать стихи. Если отвлечься от возраста автора, то не трудно заметить, что дар девочки Ники был невеликим [!]. Он мог развиться, мог преобразоваться в какие-то другие способности [?!]. Но ему не дали времени вызреть [Какое "вызревание" требовалось автору этой статьи, если Ника благодаря своему таланту уже в детстве собирала огромные залы? Не есть ли это проекция комплексов и неудач самого "перезревшего" автора текста?..]. Поэт Евгений Евтушенко, возглавивший пиар-кампанию [!] юного дарования, считает, что он дал шанс своей подопечной, которым она не воспользовалась. Но то был шанс всего лишь [!] прославиться. Девочка им как раз и воспользовалась на все сто [Здесь совершенно немыслимое: с одной стороны, упрёк в каком-то "карьеризме"; с другой стороны, подспудное поучение: мол, ничем остальным она воспользоваться не смогла и не захотела...]. То был звездный билет в один конец. Ее никто об этом не предупредил. Никто от полета к звездам ее не удержал. Сама Ника об этом догадалась слишком поздно, и ее смертельное приземление стало неизбежным. [Вот и образец кухонной "мудрости": в адрес не кого-нибудь, а поэта. Четырьмя совершенно пустыми предложениями ставится "диагноз". Все было известно заранее - конечно же, известно автору статьи]
Оглядываясь на судьбу Ники Турбиной (а заодно и судьбу юных джазистов Овечкиных), с тревогой думаешь, как-то сложится жизнь юного аккордеониста, триумфатора "Минуты славы", или тех девочек-близняшек, что победили на конкурсе детского "Евровидения".
(...) Александр Демьяненко так и не смог оторваться от своего Шурика. Ника Турбина, возможно, и хотела бы навсегда остаться девочкой, по-взрослому смотрящей на мир [Откуда эти умозаключения, когда в позднем интервью Ника Георгиевна говорит об обратном, остается загадкой]. Но это было против природы. (...) Чем кормятся угасающие и опадающие звезды? Бракоразводными процессами, сенсационными мезальянсами и интенсивным мельканием на тусовках и церемониях".
http://www.rg.ru/2007/07/06/bogomolov.html

Любой, кто знал Нику Георгиевну, любой, кто изучил ее биографию, вправе назвать поведение автора статьи скотским. Такой концентрации оскорблений вперемешку с высокомерием по отношению к талантливой поэтессе мне встречать не доводилось. Более того, в контексте остальной статьи (который здесь выпущен) она поставлена в ряд третьесортных актеров нынешних сериалов, цена которым точно определяется их гонораром за паясничание. "Чем кормятся...?" - скудоумие автора, действительно, непоправимо, и он наглядно демонстрирует, к какой "кормёжке" готовится сам, когда перейдет в разряд "опадающих".

3. Упоминание того же фильма в одной из передач "Эха Москвы" - следует признать, весьма аккуратное и спокойное:
"(...) А.ВЕНЕДИКТОВ: Ир, смотрела ли ты, спрашивает Михаил из Омска, фильм о Нике Турбиной, показанный в прошлую субботу на Первом канале?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, да. Это был достаточно интересный фильм, посвященный как раз судьбе девочки-вундеркинда.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Хорошее кино, да?
И.ПЕТРОВСКАЯ: Да. Во всяком случае, на мой взгляд, без вот какого-то такого нынешнего современного смакования, влезания уж совсем куда-то в интимные подробности. Мне показалось довольно любопытно. Да и с точки зрения того, что делает даже с талантливыми, именно с талантливыми, детьми и людьми вот эта безудержная и неуемная тяга их родителей к тому, чтобы их прославить и себя, в первую очередь, прославить. Любопытно".
http://echo.msk.ru/programs/persontv/53075/

4. Следующий текст бегло и на ходу отказывает талантливой поэтессе в... честности (!):
"...Не стоит вспоминать памятных авторов вроде Ники Турбиной: во-первых, слишком уж грустная история, которая так никого ничему и не научила, а во-вторых, там все-таки была другая ситуация – юная девочка писала взрослые стихи. Сейчас же все честно [!]: подростки пишут для своих сверстников".
http://www.gazeta.ru/culture/2007/06/05/a_1774702.shtml

Догадывается ли сам автор, как его неудачная формулировка этого противопоставления будет воспринята читателями Н.Т. - теми, кто как раз любит в ее сочинениях искренность, подлинность, неподдельность?

5. Пример еще одного быстрого и бездумного пассажа - который, очевидно, можно назвать типовым для современных публикаций, где упоминается Ника Георгиевна:
"...Фадеев, чувствуя, что не может больше писать вранье, спивается и стреляется, и то же [?! - то есть тоже "чувствуя, что не может писать вранье"?] происходит с молодой поэтессой Никой Турбиной, выпрыгнувшей [! - кажется, никакие доводы на подобных авторов не действуют, и свидетельства очевидцев для них не значат ничего, в отличие от той картинки, которую хотелось бы видеть по заготовленной схеме...] из окна после десяти лет депрессии [?! Биографам Ники Георгиевны стоит хотя бы отправить письмо автору "статьи", чтобы указать как минимум на некорректность таких вот досужих кухонных обобщений жизни творческой личности десятилетними масштабами, и на фактическую грубую ошибку подобной оценки], и сколько еще народу спилось или скурилось, чувствуя иссякание персонального кастальского ключа, - не перечесть".
http://www.izvestia.ru/weekend/article3108762/

О чем говорят все эти примеры? Вывод простой. В большинстве - подчёркиваю, не в избранных, а именно в большинстве - публикаций, так или иначе затрагивающих творчество Ники Георгиевны Турбиной, обстятельства ее жизни искажаются или излагаются крайне тенденциозно. Факты, подкрепленные свидетельствами современников, свидетельствами самой поэтессы в интервью, подменяются примитивным газетным образом. О чем можно говорить, если фрагмент из старого фильма Первого канала о детях-вундеркиндах начинается словами "Покончила с собой Ника Турбина..."?

Мы сталкиваемся с тем, что простота медийной "подачи" информации (на деле - фабрикации огульных суждений) вытеснила реальный, живой и сложный образ творческого человека.

И - обратите особое внимание - ни родственники, ни близкие люди не считают нужным ХОТЬ КАК-ТО отреагировать на подобные материалы в СМИ.

Речь не идет о том, что нужно устраивать публичную истерику, подавать в суды, стоять в пикетах, направлять гневные опровержения и т.п. Но ведь кто-то, хотя бы один человек, которому память о Нике Турбиной дорога, может открыто высказать свою оценку этих суждений. Написать собственную статью. Дать интервью. Сформировать настоящую полную биографию. Собрать круглый стол, посвященный творчеству Ники Турбиной. Сделать хотя бы минимальный шаг.

Ничего этого нет.

Честно говоря, эта ситуация для меня поразительна. Можно высказать предположение о двух причинах, по которым она сложилась.

Первое: конфликты тех, кто пытается присвоить себе право на истолкование, изложение и даже на описание жизни Ники Турбиной. Они привели к взаимному ослаблению, к тому, что до самого наследия Н.Т. участникам конфликта теперь уже мало дела. На эту тему - позднее.

Второе: наша собственная пассивность и равнодушие. К настоящему времени нет не только реального сообщества любителей творчества Ники Турбиной, исследователей, поклонников и т.д., - нет даже сообщества "фанатов", которые были бы ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в теме, были бы в состоянии вступиться за поэта, разъяснять неизвестные широкому кругу людей подробности ее жизни, заниматься поиском материалов. В противовес приведу сообщество "алисоманов" (любителей фильма "Гостья из будущего"): это несколько сайтов, предельно насыщенных информацией и постоянно пополняемых, до сих пор привлекающих новых людей (любое внешнее упоминание предмета их обожания отслеживается и контролируется, а к самим участникам сообщества обращаются за консультациями).

Если говорить грубо и обобщенно: неужели вокруг Ники Турбиной не может быть создано ничего подобного, и все, что человек может узнать о ней из публикаций, - это хамские и оскорбительные мнения совершенно посторонних людей?

Полагаю, что в лице Н.Т. мы имеем дело не только с конкретной яркой личностью, но и с многогранным феноменом, который может быть представлен гораздо полнее и объективнее - хотя бы в Интернет-ресурсах.

Для меня очень важно мнение других участников форума, посетителей сайта, владельцев ресурса, поэтому прежде чем выдвигать предложения, хотелось бы услышать от вас: возможен ли вообще такой шаг в сторону объединения усилий и систематической работы, пусть малыми порциями, но раскрывающей феномен Н.Т.? Нужно ли это сейчас - без высоких слов о "потомках", "литературе" и всем остальном: нужно ли это хотя бы нам самим?